Через пару лет вылазки за дошираком станут другими. Перед кассой не соберётся километровая очередь, никто не обсчитает, не нахамит и не будет истошно звать Галю. Рисовать приятные сердцу картины помогает не воображение, а успехи отечественных ритейлеров в освоении технологий. Заглянем в будущее обычных продуктовых?
У них там
На Западе в ритейле всё давно по науке — магазины плотно оборудованы биометрическими сканерами, системами распознавания лиц, маячками, нейросетями и прочим добром. Причём компании не топчутся на месте, а выдумывают всё более дерзкие проекты. Например, Amazon Go обходится без касс, продавцов, очередей. Детище Джеффа Безоса распахнуло двери для жителей Сиэтла в начале 2018-го.
Amazon Go — мечта любого покупателя: зашёл, взял с полки что надо и был таков. Тележек и корзин нет — покупки сразу складывают в сумки. Кассиров и продавцов тоже не найти, да они и не нужны. Всего несколько специалистов по выкладке и человек, проверяющий ID — вот и весь персонал. Расчёт хоть и завязан на приложение, но смартфон нужно достать всего раз — на входе, чтобы отсканировать персональный код. Дальше система всё делает за вас. В этом ей помогают датчики, сканеры, умные весы и камеры с ИИ на борту. На выходе деньги автоматически списываются с карты.
Если в Amazon Go нужен смартфон, то в японский FamilyMart и вовсе с пустыми руками пускают. Потому что в нём платят лицом.
Подошёл к терминалу, заглянул в объектив — готово, рис куплен. В апреле йокогамский ритейлер вместе внедрил суперточную систему распознавания. Достаточно загрузить своё фото и зарегистрировать банковскую карту, чтобы платформа навсегда запомнила клиента.
[embedded content]
Шведы из Wheelys шагнули чуть дальше — в 2017-м они протестировали в Шанхае беспилотный Moby Mart. Идея такая: минимаркет курсирует по районам, отпуская продукты 24/7, и при необходимости сам едет на склад пополнять запасы. Оплачивают покупки смартфоном: берёшь пакет молока, сканируешь, и вот он в списке виртуальных покупок. Беспилотник начинён всевозможными системами слежения и биометрии, а питает всю эту технику солнечная энергия. Только представьте: не вы приезжаете в магазин, а он к вам. Будущее!
А что же наши? Успехи отечественных ритейлеров скромнее зарубежных, но им тоже есть чем похвастаться.
У нас тут
По части технологических новшеств активнее вcех тройка лидеров торговли едой в России. Это X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), «Магнит» и «Лента». Ещё открыта для экспериментов «Дикси».
На вооружении «Карусели» — технология JDA Software. Она составляет подробные планограммы — самые выигрышные схемы выкладки товаров. Придумываются они с учётом даже таких мелочей, как цвет и форма продукта. В итоге продажи растут. Ещё в октябре 2018-го X5 открыла на юго-востоке Москвы рядом с «Пятёрочкой» магазин-лабораторию. Экспериментальный офис обошёлся в 35 млн руб. В X5 Lab обкатывают новинки, которые уже применяются или совсем скоро окажутся в настоящих магазинах. Это электронные ценники, умные полки, цифровые табло и другие продвинутые штуки, которые сделают удобнее вашу любимую точку.
А ещё X5 тестирует возможности компьютерного зрения — в той же «Карусели» уже приступили к внедрению. Зоркая платформа компании Intelligence Retail помогает с выкладкой продуктов: если видит, что на полке недостаточно, скажем, хлеба, то подаёт сигнал. А ещё борется с очередями: заметив толпу в зоне расчёта, сама зовёт второго работника, предлагая открыть дополнительный аппарат.
С новой системой не придётся часами стоять у кассы, пока персонал найдет «старшую кассиршу».
Не отстаёт и «Лента». Один из её козырей — система клиентской big data-аналитики. Ею ещё в 2016-м хвастался Ян Дюннинг, на тот момент генеральный директор сети. Платформа собирала информацию из двух источников: карт лояльности и открытых данных из соцсетей. Проверив несколько покупок, система с уверенностью могла заключить — клиент сел на диету. И предлагать новые скидки — уже с учётом его ЗОЖ-активностей.
Подробнее о том, как это работает, Дюнниг поделился с журналистами «Ведомостей»: «Мы видим — раньше вы всегда покупали картофельные чипсы, а сейчас перестали. Причина в том, что у вас нет денег или вы на диете? Мы можем протестировать это и дать 50%-ную скидку на чипсы. Тогда уже после следующей вашей покупки мы точно узнаем, на диете вы или нет. И если вы на диете, то следующий купон уже будет со скидкой на что-то из здорового питания».
В умное оборудование вкладывают миллионы рублей. Для чего? Причин несколько.
Кражи, деньги, «Яндекс.Еда»
Разумеется, владельцы продуктовых хотят больше зарабатывать. В беседе с 4PDA Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений «АТОЛ», отметила: «Главной задачей любого предпринимателя является прибыль. Чем больше прибыль и меньше расходы, тем лучше». В мае 2018-го «Магнит» завершил пилотную обкатку нейросети, которая изучает спрос на товары. По скромным прикидкам, инвестиции в проект добавят 4 млрд рублей к ежегодной выручке.
Но деньги — не единственная мотивация. Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group, уверен: это необходимо, чтобы попасть в топ-5 ритейлеров РФ, и главное — удержать позицию. Что непросто сделать, когда в спину дышат сервисы доставки.
По сравнению со Штатами, в России пока ещё мало заказывают готовую еду — у них 50%, у нас 10%. Однако цифра будет расти, заверяет Шехтерман: «С появлением таких игроков, как Delivery Club и «Яндекс.Еда», рестораны тоже становятся нашими конкурентами. Рост потребления готовой еды и заказов из ресторанов двузначный. Безусловно, это влияет на нас: люди начинают реже ходить в магазины и покупать продукт для готовки».
Ещё одна причина развивать технологии — воровство. Более 50% краж совершает персонал.
В 2018-м «СТОП Шоплифтер» от BIT обнаружила почти 65 тысяч магазинных воришек. Система на базе алгоритма NtechLab также вычислила и нечистых на руку сотрудников. В одном из гипермаркетов для учёта рабочего времени внесли в базу лиц весь персонал. Оказалось, более 10 работников регулярно подворовывали, причём как в магазинах своей сети, так и у конкурентов. С грустной статистикой краж среди своих поделилась и Юлия Русинова — оказывается, больше всего убытка от нечистых на руку сотрудников.
Собеседница считает, что здесь помогут кассы самообслуживания. Сотрудников просто отрежут от работы с наличными и сканерами. Все операции будут проходить исключительно через устройства. Казалось бы, проблема решена, но не всё так просто: «Не у всех продуктовых магазинов есть возможность внедрить кассы самообслуживания». Да и на технологии полностью полагаться не стоит, ведь они тоже несовершенны. Идеальное решение — нащупать золотую середину.
Благодаря технологиям продуктовые разбогатеют. А что с того покупателю? Возможно, вырастут расходы — но вы сами этого захотите.
Плачь и смотри со стороны
Системы компьютерного зрения в залах внимательно изучают покупателей, их привычки и даже настроение. И тихонечко мотают на ус. Так, например, можно определить самые посещаемые отделы, а потом разместить там товар, который нужно сбыть побыстрее — и который будет почаще мозолить вам глаза. Павел Заглумин, руководитель направления по развитию бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет» рассказал нам, как системы распознавания лиц и Machine Learning работают на гипермаркеты:
Представьте, заходит покупатель в магазин. У ритейлера есть вариант потратить $10 и пригласить его в программу лояльности — так делает большинство. Но не факт, что клиент будет активно в ней участвовать и принесёт компании дополнительный доход — до 70% участников программ лояльности неактивны. Второй вариант: сначала завести анонимную карту лояльности и распознавать лицо покупателя при каждом визите в магазин, анализируя корзину. А дальше — давать бонусы, скидки и персональные предложения тем клиентам, которые способны принести ритейлеру прибыль.
Со временем, уверены эксперты, предложения станут действительно персонализированными. Это значит, что вас будут окружать скидки на любимые продукты: тот самый сыр за полцены! Правда, и раскошеливаться придётся чуть чаще.
Другая проблема: ряды кассиров-охранников технологическая революция подкосит. Об этом рассказывает Юлия Русинова. «Считается, что к середине 2020-х годов многие магазины перейдут на автоматическую оплату, а кассиры и продавцы станут уже не нужны, по крайней мере, в таком объёме, как мы привыкли. Сотрудников окончательно заменят кассы самообслуживания».
В продуктовом ритейле грядут большие перемены. Они затронут всех и рано или поздно доберутся даже до захолустных сельпо. Только представьте: однажды длиннющие очереди и разорённые полки исчезнут с лица земли, словно герои «Войны бесконечности».
Самый большой каталог товаров для покупки в интернете! http://acvkusa.ru/
Сообщение Больше скидок, меньше очередей. Как технологии изменят продуктовые появились сначала на Каталог товаров..
from Каталог товаров. http://bit.ly/2GFEEDo
via IFTTT
Комментариев нет:
Отправить комментарий